Валерий Тырин.

Снег вавлил Буланому под ноги...

Часть 3. ТРЕНАЖЁР ТВОРЧЕСТВА.

Глава 2. Тренажёр творчества.

 

 

Глава2

Тренажёр творчества.

 

Студенту политехнического института Петру Колышкину от студента университета историчес­кого факультета Станислава Кразцова (выдержки из письма).

… При выборе факультета победил авторитаризм моего отца. Он считает, что по его номенклатурным стопам легче следовать изучив историю КПСС.

Мама готовила меня к литературной стезе. Каково же было ей пристрастить меня, непоседу, к книгам!.. Для этого находила мамочка оригинальные, нетрадиционные подходы. К примеру, читали мы рассказы О’Генри. По договорённости, я должен был угадывать концовку. Но разве возможно предположить, что за Вождя Краснокожих выкуп родителям уплатят сами похитители?!

Во всех рассказах великого американца происходил неожиданный, потрясающий своей неожиданностью, поворот мыслей. Это смешило, восхищало, приносило удовлетворение перво­открывателя! Тогда-то я ещё глубже осознал что такое изобретательность как свойство ума.

Показав белое, мама продемонстрировала мне и чёрное. Однажды она принесла из библиотеки небольшую тёмную книжицу, автором которой был Амброз Бирс.

«Он современник О’Генри, – пояснила об авторе мама. – И также писал небольшие рассказы».

Стали читать. Один ужас в новеллах Бирса накладывался на другой. Было очень страшно. О таком состоянии говорят: «Кровь леденеет! Волосы – дыбом!»

Потом как-то враз ужасы пресытили меня, и я стал позёвывать.

«Одна страна, – сказала мама, – один народ, одно время… Но все знают и любят О’Генри, и мало кто интересуется Амброзом Бирсом. Он, кстати, из военных. Рассказывают, – продолжила мама, – что писатель ходил в старости по улицам, пытаясь ударить тростью зазевавшихся прохожих».

Это, Петя, был главный в моей жизни урок, урок позитивности мышления, положительной его направленности. Лучше уж добрый юмор мошенников, героев рассказов О’Генри, чем кровожадность известных и безызвестных полководцев! Кроме того, не секрет, что положительные эмоции – залог продуктивности ума.

Упомянутая книга Амброза Бирса называлась «Словарь сатаны». Кроме рассказов она содержала авторские высказывания под упомянутым же названием. Я запомнил некоторые из афоризмов. Например:

«Эрудиция – это пыль, вытряхнутая из книг в пустую голову».

А вот, Пётр Николаевич, о наших с тобой отношениях (мнение А. Бирса):

«Дружба – это корабль, на котором в хорошую погоду хватает места для двоих, в шторм – только для одного».

Или: «Спина – часть тела вашего друга, которую вы увидите в минуту вашего несчастья».

Оцени, мой друг, ещё одно определение: «Историк – это крупнокалиберный сплетник».

На этом писать заканчиваю, завтра начинается сессия. Что-то боюсь я её.

Твой друг: К.С.

             (Кразцов Станислав, крупнокалиберный сплетник).

 

P.S. А ещё я боюсь за Америку, молодуху историческую. По какой дорожке она пойдёт: по пути ли светлых шуток О’Генри и Марка Твена или свернёт в кровавые болота УЖАСОВ?!

Не могу удержаться ещё от одной цитаты:

«Рабский ум создан таким образом, что не придаёт никакого значения событиям, если они не закреплены кровью».

                                      Элизе Реклю (француз)

Несколько переиначив, поясню: хотите воспитать рабов – наполните литературу, кино и средства массовой информации кровью и насилием.

Хотите воспитать свободного человека – позаботьтесь о позитивности его мышления.

Ой, боюсь я за Америку!..

*  *  *

Петру Николаевичу Колышкину от тракториста колхоза Красное Поле Климентия Казанина, Кима.

(выдержки из письма)

Не везёт колхозу после Якова Михайловича: сколько председателей не менялось – временщики (так их стали мужики называть).

Один молоденький временщик погрузил сельскую пилораму на грузовик и отвёз её в передовое хозяйство своего отца. Яблоко от яблоньки далеко не падает. Вслед за пилорамой укатил и сынок к заслуженному родителю, передовому председателю.

Эх, Петя, не увидишь ты больше в селе ни единой свежей досточки, не понюхаешь хвойного запаха нового штакетника (как некогда мы, мальчонками…)

Вот так вот – без пилорамы.

Конец пришёл строительству на селе. Тришкин кафтан получается: здесь оторвут – там приколотят.

Я каждую ночь хожу смотреть за пустующим домиком возле твоего деда. Там раньше жили тётя Ирма с дядей Андреем. Слежу, чтоб не растащили, ведь ты, рано или поздно, вернёшься. (Что хорошего в твоём городе?!) Да разве ж углядишь! Разоряют!..

 Вот так вот – без пилорамы.

Ольга, дочка тёти Ирмы, недавно в село наведовалась. В клуб приходила. Просила у меня твой адрес. Как бы не так! Поговаривают, в Германию она намылилась. Увезёт тебя – сделает немцем.

Девчонки в клубе на меня накинулись: «Дай, – говорят, – ей адрес!» Я их и послал – на весь клуб!

Купорос подошёл, похвалил меня: «Что-то, – говорит, – фрицы голову подняли!» Девчонки наскочили на него, начали стыдить. Он их послал – на весь клуб!

Купороса, Петя, не узнаешь. Из его восьмидесяти килограммов и половины не осталось. Но выпить, как и прежде, – не дурак.

По весне уснул он, поддатый, на мёрзлой земле – прихватило почки. Врачи сказали, если ещё раз повторится – это будет последняя выпивка в его жизни. Как бы не так!

Ты думаешь, Купорос бросил? Он же не дурак!.. Пришил к воротнику своей телогреечки толстый сыромятный ремешок (пришил дратвой). Если чувствует, что не в силах идти, добредёт до ближайшего штакетника и подвешивает себя за ремешок. Бывало идёшь по селу, посмотришь на забор: «Гля! Бля! Купорос висит!» Возьмёшь его на загривок, отнесёшь до дома – тяжесть-то не велика.

Боюсь я за Купороса. Штакетины-то не обновляются. Когда-нибудь сломается та, на которой он повиснет… И придётся нам для него мёрзлую земельку долбить там, где все мы, рано или поздно, будем.

Вот так вот – без пилорамы!

В тот раз в клубе Купорос не зря ко мне подвалил. И как он сумел пронюхать, что у меня четушка с собой?! «Давай, – говорит, – выпьем за победу!» Я б ему отказал, но за победу…

Зашли мы за угол клуба. Раздавили четушку. Вспомнили о тебе: ну что хорошего в твоём городе?!

Через какое-то время самогонка в моём организме превратилась в воду. А воду моё нутро не выносит! Клубный туалетишко, как не стало пилорамы, по досточкам растащили. И просто так пожурчать нельзя: девчонки недалеко стоят, услышат… Позора не оберёшься!

Я хотя и пьяный был, но сообразил… Чтобы девчонки не услыхали, запрудонил по штанине Купороса. Он, к тому времени, уже на заборе висел.

Вот так вот – без пилорамы!

Приезжай! Что хорошего в твоём городе?!

А больше всего мне жаль стариков. Сердце кровью обливается, когда кто-нибудь из ветеранов жалуется, что не успел запастись досточками на смертное!..

Вот так вот – без пилорамы!

*  *  *

 

Студенту Колышкину от Станислава Кразцова

         (выдержки из писем).

 

I 

С удовольствием прочёл присланные тобой статьи из журнала «ИР» (Изобретатель и рационализатор).

Удивляет, почему только люди занятые естественно-научной и технической деятельностью используют наработанные методы решения изобретательских задач и методы активизации мыслительной деятельности.

Неужто людям иных специализаций продолжать решать свои проблемы методом проб и ошибок, перебирая варианты, натыкаясь и обжигаясь.

Ведь некоторые из приёмов так просты, что даже мы с тобой в детстве использовали эти правила (Под руководством твоего краснопольского Дона Карлеоне).

Жаль, что все присланные тобой статьи технического характера. А я далёк от механики. Вот почему, прежде всего, я выбрал публикации, авторы которых, для занимательности, включили в них шутки и анекдоты.

К примеру, при описании режима освещённости птицефабрик прилагалось следующее: «Хитрый мужичок вставал среди ночи, чтобы включить и выключить свет в курятнике. На вопрос, зачем, он отвечал: «Курочка подумает, что наступил ещё один день и снесёт лишнее яичко».

Далее мне всё-таки удалось разобраться, чем изобретательские задачи отличаются от обычных: неожиданностью решения, нетрадиционностью, неординарностью, нешаблонностью.

Мне удалось справиться с некоторыми из них, отчего получил удовольствие.

А вот тут-то и постигло меня открытие: Удовольствие от изобретательской деятельности было очень похоже на то, которое я совсем недавно получил читая анекдоты! И неудивительно, в обоих случаях одна и та же причина для радости – неожиданность.

Задумайся, Петя! Обрати внимание на то, что смеёмся мы при неожиданном, непредсказуемом повороте мысли.

Не зря всякая шутка – одноразовая, а «бородатый» анекдот – пошлость.

Юмор там, где мысль прокладывает новую дорожку. Аналогично, однако и изобретательность – это свойство ума находить что-то новое.

Напрашивается вывод: за изобретательность и чувство юмора отвечают одни и те же участки головного мозга человека.

Это о сходстве. Поговорим теперь о различии двух избранных нами понятий.

 

II 

Понятие первое. ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ.

Надеюсь на  очевидность того, что это свойство ума является составной частью ТВОРЧЕСКИХ способностей человека, возможно, – главной составляющей.

Творчество же в целом – это то, что отличает человека от животного.

Изобретательность относится к ПЕРВОСТЕПЕННЫМ функциям человека. Понятно, что функции эти – социальные.

Понятие второе. ЧУВСТВО ЮМОРА.

С сегодняшнего дня проследи, Петя, за темами и объектами наших шуток и убедишься: они ВТОРОСТЕПЕННЫ для данного человека. (А изобретательность – первостепенна). Нам не до шуток, если существует угроза нашей жизни или благополучию. А если подобная ситуация касается людей отдалённых – вот тогда-то это может послужить темой для юмора. Так, например, один уличный ротозей спрашивает другого:

– Правда, Иванов умер?

– Правда.

– То-то я смотрю, его хоронят.

 

III 

У животных чувства юмора нет. Даже и не пытайся пошутить с соседской собачкой. Зачем же человек-то наделён юмором?

Отвечая на этот вопрос, я и пришёл к открытию своего закона.

Всё просто. Не каждый же день человек способен совершать великие открытия, либо создавать мировые шедевры. А как же тогда тренировать творческое начало? Не будем забывать о «топоре», зависшем над человеком, о главном биологическом законе: «Функции, которые не тренируются – утрачиваются».

От бездействия слабеют не только мышцы человека, но и все системы жизнеобеспечения. Тренировать нужно абсолютно всё, а уж ум – и подавно.

Значит:

         Юмор – инструмент для тренировки творческих возможностей человека, в частности, изобретательности.

Это и есть открытая мною закономерность. ВТОРИЧНОЕ служит тренировкой ПЕРВИЧНОМУ.

         Чувство юмора – это своеобразный трена­жёр, не дающий уму человека деградировать до животного состояния.

 

Юмор – тренажёр творчества.

Смешливость, весёлость припятствуют умственному закостенению человека, а значит это природная необходимость. Потому-то мы и получаем удовольствие от всего смешного.

         Не зря один советский академик (Ребиндер П.А.) утверждал: «Науку делают весёлые люди...»

А вот мысль академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, подтверждающая мои выводы: «Смех, веселье – это есть творческое начало».

Но шутки шуткам рознь.

Как говорил известный актёр-сказочник Георгий Милляр: «Юмор – не зубоскальство, а мудрость».

*  *  *

 

«Смех есть самая верная проба души».

                                               Ф.М. Достоевский

                                                        (Подросток)

 

*  *  *

Пётр Николаевич Колышкин соглашался со всеми выводами своего друга, кроме тех, которые косаются природы смеха. Точнее выражаясь, кроме – говорящих о истоках этой природы.

Стас Кразцов руководстволвался понятием эволюции, почерпнутым им на университетских лекциях.

Колышкин же получил свою мыслительную платформу от Крёстного, краснопольского ДОНА КАРЛЕОНЕ, который, в отличии от книжного американо-сицилийского, учил крёстного сына созиданию, а не разрушению.

По мнению Стаса, чувство юмора было выработано человеком в процессе эволюции, как механизм тренировки и развития ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАТКОВ человека, как механизм, препятствующий регрессу сознания. Проще говоря, обезьяна, превраттившись в человека, научилась смеяться. Для чего? Для того, чтоб вновь не стать обезьянкой.

По мнению же Петра, чувство юмора – дар Божий.

Ведь человек создан по образу и подобию Творца. И всякие качества, уподобляющие человека Всевышнему, поощряются, в том числе и ТВОРЧЕСТВО, возвышающее нас. (Творец и творчес­тво – однокоренные слова).

Итак, чувство юмора – дар свыше – инструмент для развития творческих зачатков у человека.

Но лукавый не дремлет, подсунув людям суррогаты юмора: шутовство и скоморошество (в их отрицательном проявлении), насмешки, зубоскальство, ёрничание, истерический смех и т.п.

 

*  *  *

Студенту Колышкину от Стаса Кразцова. (продолжение).

IV 

От слов – к делу! Есть новый закон, надо думать о его практическом воплощении.

 

Предлагаю следующие варианты:

  1. Воспитание и образование.

Завидую детям будущего, развитие творческих искорок которых будет происходить через юмор, через шутки – легко и непринуждённо, с улыбкой и удовольствием.

Сказать по правде, в современных музыкальных, художественных и других школах основное внимание уделяют ремесленному мастерству, а не творчеству.

 

Добрый смех – катализатор творчества.

2. Тактика выборщика.

 

a)     На всех многочисленных собраниях я теперь голосую за людей, проявивших умение шутить – творческие, должно быть, ребята.

 

б) Петя, ты, наверное, слышал, что в странах капитализма существует практика брачных объявлений.

Если бы  некая западная девица попросила меня составить для неё таковое… Объявление б гласило:

 

         Молодая очаровательная девушка ищет спутника жизни по следующим признакам:

  1. Кривого
  2. Косого
  3. Хромого
  4. С чувством юмора.

Примечание: Первые три условия необязательны.

 За будущее этой девицы я был бы спокоен. Её избранник найдёт выход из любой ситуации. А глав­ное - скучать ей не придётся. С такими, как мы с тобой, особо не позеваешь!

3. Стратегия избирателя.

Скажи-ка мне, Пётр, каким должен быть политический (или хозяйственный) лидер?!

Как выявить в человеке способность находить неординарные, но эффективные решения?

Какой руководитель может, а какой не может окружить себя творческими людьми?

Лакмусовая бумажка всего перечисленного – чувство юмора, умение по-доброму, без насмешек, пошутить.

И наш народ сможет проявить мудрость и интуицию, выбирая лидеров, склонных к творчеству, а не к демагогии.

Чувство юмора – индикатор творческого потенциала человека.


 

*    *     *

 

Далее, Пётр Николаевич, я проштудировал собрания сочинений классиков нашего немеркнувшего учения: с юмором у них… увы!

Нельзя ж за таковое воспринимать: «Политические проститутки!» – сказанное в отношении вчерашних соратников.

Даже не знаю, может быть в период революционных потрясений нужны именно такие люди?! Ломать – не строить!..

Я обеими руками за социализм, за заботу о человеке! Но надо ж развиваться! Мы должны перегнать Америку! Кто ж этим будет заниматься, как не мы! Однако, во всём нужен творческий подход!

И я решил действовать, превратив нудные университетские занятия (по некоторым предметам) в занима­тельные, наполненные творчеством… Через юмор, разумеется!

 Учиться надо весело!

 Учиться надо радостно!

На семинарском занятии по истории КПСС, я изобразил, как мог, классиков… (Запоминай, Петя. Последовательность важна). Я нарисовал Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ильича Ленина – а ниже выполнил надпись. Она гласила:

К теории облысения марксизма-ленинизма.

 В университете, Петя, я больше не учусь…{1}

 

*  *  *

 

«… Мы шутили. Эти шутки не понимались властями…»

                                          Д.С. Лихачёв, академик.

                                                    (Из телепередачи)

 *  *  *

1 Описание отчисления студента основно на реальном событии, произошедшего в г. Барнауле в начале 70 -х годов.

Последняя глава: 

Бесплатный хостинг uCoz